СМИ о Совете депутатов

Чему учат в школе?

Часто ли мы, родители, заглядываем в домашнее задание своих детей? Нет, не в задания по русскому и математике – эти предметы давно и прочно мы, родители, считаем предметами основными и определяющими. Эти предметы как гранит – неизменно перешли к нашим детям из нашей советской школы. А в те предметы, которые, как мягкая глина, постоянно меняются в зависимости от того, какие руки из Минобразования эти предметы лепят? Так вот, часто ли мы проверяем историю или обществознание? Информатику или окружающий мир? К слову, информатику сегодня преподают, начиная с начальной школы, и речь на этом предмете идет о чем угодно, вплоть до иконописи, потому как информатика представляется как предмет, информирующий о появлении вообще письменности – по крайней мере, это можно вывести из содержания учебника.

Современная школа серьезно трансформировалась – это факт. Появились и новые предметы, и новое видение предметов старых. Те, кто учился в СССР, изучали труд, рисование и пение – вполне конкретные предметы, конкретно говорящие, чем дети на этих предметах занимаются: трудятся, рисуют и поют. Поколение 90-х и все последующие поколения получили эти предметы уже в новом видении – как технология, ИЗО (изобразительное искусство) и музыка. Не стало конкретики, а вместе с ней не стало и смысла. Чему учат эти предметы?

Положа руку на сердце – вообще ничему. Нет, в программе вы прочитаете, что они учат высокому и вечному – изобразительному и музыкальному искусству, но программа также далека от жизни, как далеки от жизни идеи коммунизма (кто вырос в СССР – не дадут соврать). В сухом остатке, ИЗО и музыка – самые несчастные предметы, на которых дети, в лучшем случае, рисуют что-то на свободную тему, отдыхая и разгружаясь после русского или математики, в худшем – получают дополнительную дозу бессмысленной информации. Почему бессмысленной? А потому что всё, что бессистемно и не ко времени – оно бессмысленно.

Советская система начального образования (нравилась она кому или нет), была выстроена в ровную образовательно-идеологическую схему, где даже труд, рисование и пение воспринимались как основные предметы, потому как на них детей учили конкретному ремеслу.Мальчики изучали столярное и слесарное дело, девочек учили рукоделию – это на предмете труд.На рисовании – учили основам рисования (где через натюрморт и пейзаж обучали правильно рисовать геометрические фигуры и перспективу), которые естественно переходили в основы черчения –предмета, изучаемого в седьмом классе сразу после рисования.Причем, черчение вел уже знакомый детям учитель рисования; а после черчения ученик поступал или в строительный техникум, или в вуз, но подготовка к этому поступлению начиналась как раз с урока рисование. На пении дети занимались по системе Кобалевского, где через пение и музыку проникались величием социалистического строя. На природоведении дети системно изучали, в частности, природу и историю своего края и, ав общем – природу и историю СССР. Каждый предмет ненавязчиво дополнял другие предметы.В итоге ребенок переходил в среднюю школу с уже устоявшимся, понятным ему мировоззрением, потому как знания ему давали систематизировано – от А до Я. Единственный перегиб (неизбежный в любой идеологии) – ребенку внушали, что его советская страна самая лучшая, и другой такой нет и не было.

Откройте сегодня дневник ученика начальной школы.Кроме информатики вы увидите такой предмет, как экономика, хореография, шахматы, в мире книг, праздники и традиции, жизненные навыки, окно в мир, веселая физкультура, основы религиозной культуры и светской этики, русский, чтение, математика, физкультура, английский, технология, ИЗО, музыка – это всё предметы, изучаемые в начальной школе. Причем, учитель по-своему усмотрению расставляет время проведения этих уроков – веселую физкультуру, шахматы и экономику он может поставить в первой половине дня, а русский и математику – во второй. Таким образом, ребенок вынужден находиться в школе в течении всего дня. Для понимания, распишем весь учебный день начальной школы. До полудня идут основные уроки, затем обед, далее внеурочная деятельность. На внеурочную деятельность ребенок может и не ходить, если родители напишут заявление, где укажут, что их ребенок занимается в кружке или секции. Но опять же, учитель может поставить русский или математику, как уже было сказано, на внеурочное время, последними уроками. Итог предсказуем – ребенок не может пропустить математику.Потому как математика и русский –предметы точные и на многие десятилетия заряжены мощным иммунитетом:«не» с глаголами как писалось в советской школе раздельно, так и пишется.Глаголам, как и существительным, чужда любая идеология. Но предметы не точные, предметы гуманитарные – они зависимы от внешнего мира.

Сегодня нет природоведения и труда, их заменил целый ряд замечательных предметов: праздники и традиции, жизненные навыки, окно в мир, основы религиозной культуры и светской этики, технология и окружающий мир. С первого взгляда, ничего странного – все эти предметы рассказывают об истории и культуре России. Учебники для советской школы составляли кандидаты и профессора, учебники проходили жесткую цензуру. В советском учебнике вы не найдете историю «государства» Древняя Русь. Сегодня цензуры нет, и учебники составляют не профессора, потому в учебнике по окружающему миру есть «государство Древняя Русь»и дети изучают историю этого государства. Подобных примеров масса, и при желании вы их найдете в каждом современном учебнике: в учебнике по информатике вам расскажут об особенностях естественного языка (не разговорного, не письменного, а именно естественного), в учебнике экономии на примере белки и орехов ребенок будет изучать акционерные общества и банковское дело.Чему обучает предмет веселая физкультура – даже страшно представить. Видимо, привычный предмет физкультура –предмет грустный и депрессивный.

Можно долго шутить, но если говорить серьезно, то современная школа –  точная калька современного общества.

Казалось бы, для чего такое чрезмерное количество предметов, когда все их можно объединить? Например, «хореографию» с обеими физкультурами, а чтение с «в мире книг» и с «окном в мир», где так же читают книги?Праздники и традиции – с жизненными навыками, основой религиозной культуры и светской этики и окружающим миром? Для чего потребовался такой«передоз» предметов?

Для чего образовательная школа взяла на себя функции дополнительного образования? Иначе как объяснить появления предметов «шахматы» и «хореография»? Для чего внеклассное чтение, которое было в советской школе, раздробили на такое количество отдельных литературных предметов? Зачем поменяли название «труд» на «технология»?

Обратимся к словарям.

Технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – мысль, причина; методика, способ производства, англ. technology) является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. 

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Конкретика исчезла не только в названии предметов, но и в их содержании.

Ученик 70-х получал по рисованию тройку или пятерку вполне заслужено: по его рисунку было видно, насколько точно он научился рисовать эллипс или куб – навык, необходимый ему на следующем этапе, черчении.

По «образному» предмету ИЗО конкретную оценку поставить просто невозможно – как можно оценить личный образный взгляд?

Тоже и с предметом музыка, то же и с технологией. Об остальных предметах и речи нет. Какой оценке поддаются «праздники и традиции» или «жизненные навыки»? А «веселая физкультура» вообще должна вогнать преподавателя в ступор – получается, оценивать надо по шкале смеха?

Меняется строй, меняется идеология, меняется общество – меняется и образование общества.

Советскому рабочему с детского сада внушали, что он хозяин, и подтверждали это зарплатой – нередко рабочий получал больше инженера. Дворников привлекали на работу внеочередной квартирой. Сама идеология была построена на гегемонии пролетариата – на этом и была выстроена образовательная система.

Как в рамках капитализма заставить рабочего уважать самого себя, когда человеку с детского сада внушают, что рабочий – это второй сорт?

Очень просто – сменить название.

За непонятным и от того внушающим уважение названием «мерчандайзер» скрывается продавец отдела, а «клиннинг-менеджер» – это дворник или уборщик. Но к этому нужно готовить человека с начальной школы. За внушительными названиями «информатика» и «экономика» стоят невнятные попытки научить ребенка обыкновенному счету. Но какое самоуважение!Ты изучаешь не арифметику в школе, а Экономику в Гимназии! Полы в общественной уборной моет не уборщик, а Клиннинг-менеджер!

Над чем шутят современные офисные работники? Они шутят над бесконечными своими презентациями, семинарами и докладами, которые от них требуют. Потому как конкретная работа, которую выполняет сотрудник, и доклад с презентацией, который от него требуют – они не пересекаются, как не пересекается и то, что учитель дает ученикам на уроке и что он пишет в своей программе, по которой он отчитывается перед директором.

Сегодня количество отчетов в разы превышает выполненную работу, и это во всех трудовых сферах – будь то полицейский, врач или школьный учитель.

Люди тратят две трети своего рабочего времени на написание отчета о проделанной ими одной третьей работы.

А как живет общество – тому же и учат в школе.

Практически по всем предметам ученик обязан подготовить доклад.

Как это происходит. Четвертый класс,урок «окружающий мир».

Учитель: «Дети, к следующему уроку вам надо подготовить доклад на тему «Архитектура 18 века». Интернет у всех дома есть, попросите родителей – они вам помогут.Но я уверена, что вы все умеете пользоваться интернетом. Размер – не более одной странички».И более не слова, зачем десятилетнему ребенку надо знать архитектуру 18 века? Почему не 17-го или 15-го века? К слову, более никакой архитектуры ребенок изучать не будет, потому как следующая тема - «Парадный портрет». Ребенок приходит домой, просит родителей, те набирают в поисковике «архитектура 18-го века», распечатывают на принтере. Ребенок приносит этот «отчет» учителю, и получает свою пятерку. Всё. С тем же успехом он мог бы распечатать и принести доклад о сопромате или государственном строе Китая, причем на китайском языке. Результат бы не изменился – ребенок получил бы отлично. Потому как задача непонять, а распечатать и сдать.

Детей, начиная с начальной школы, приучают к необходимости отчетов. Ребенок с начальной школы должен привыкнуть, что отчетность – это не бессмысленная трата времени, а необходимость, с которой надо мириться и которую надо выполнять.

Формируется новое общество потребителей – собственно, то, что и было заявлено бывшим министром образования Фурсенко.

И формирование идет не в одной школе. Формируют СМИ, формирует улица и… формирует семья.

И потому, прежде, чем ругать школу и учителей, оглянитесь, чем занят ваш десятилетний ребенок?Он сидит ВКонтакте и выкладывает снятое им видео? Значит, всё нормально – он готовится быть полноправным потребителем.

Евгений Клюев, депутат, директор школы №2:

Можно ли сравнить российскую армию образца 1812 года и современную российскую армию? Конечно, нет, это просто некорректно. Можно сравнить армию Кутузова и Наполеона.

Точно так и со школой – некорректно сравнивать советскую школу и современную российскую школу. 

Сегодня на российского учителя как никогда возложена серьезная ответственность – не просто выбрать из всего количества учебников нужный учебник, но и скорректировать его. Можно просто провести урок, следуя букве учебника, а можно выделить главное и научить ребенка – все зависит от личностных качеств самого учителя. 

Сегодня директор должен дать возможность учителю самому выбрать учебник, по которому он будет работать. Далее учитель пишет рабочую программу по учебнику, в которой он корректирует то, что написано в учебнике. К сожалению, в современных учебниках достаточно фактических ошибок.

Раньше обучение проходило в одном предметном русле. Рассмотрим на примере советского природоведения – предмет буквально соответствовал названию, он изучал природу. Сегодня обучение проходит сразу в трех руслах: предметное, метапредметноеи личностное – изучается сам предмет, предмет связывается с остальными предметами, и учитывается характер ученика. Поэтому природоведение и трансформировалось в окружающий мир, где уже присутствуют элементы истории, биологии и даже литературы. Предмет стал многограннее и шире. И ответственность учителя повысилась. Современному учителю гораздо сложнее работать, чем учителю в советской школе. Советскому учителю достаточно было следовать букве учебника и выходить за эту букву не приветствовалось. Современный учитель вынужден далеко выходить за рамки учебника. Учебник для современного учителя – лишь в своем роде отправная точка. И каждый свой шаг современный учитель должен документировать. А это серьезное испытание.

Еще не так давно, были учебники по истории, где коверкали факты о Великой Отечественной войне, где говорили, что космос покорили американцы. И пока народ возмущался, а в министерствах принимали решения – именно учителя противостояли этой информационной лжи. И это, скажу вам, мужество – не опустить руки, а рассказывать ученикам, как оно было, а не как написано в учебнике.

Поэтому сегодня российская школа, по сути, держится на энтузиазме учителя. А залог этого энтузиазма – энтузиазм всего педагогического коллектива. 

Источник:"Выбирай в Серпухове"

Дата публикации: 2016-04-08

Поделитесь новостью:


Смотрите также:

Состоялась депутатская комиссия по вопросам перспективного развития
Среда, 17 апреля 2024г.
Депутаты рассмотрели проект изменений в действующий Генеральный план Серпухова.  читать далее

Серпуховские волонтёры получили необходимую технику для заготовки сухпайков
Среда, 17 апреля 2024г.
Руководитель подмосковного отделения «Молодой Гвардии Единой России», депутат Совета депутатов городского округа Серпухов Диана Алумянц выполнила просьбу сообщества «Своих не бросаем», которое помогает участникам специальной военной операции. читать далее


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации            


Совет депутатов города Серпухова, тел. 8 (4967) 39-61-92, 8 (4967) 75-34-78, 142203, Серпухов, ул.Советская, д.88, каб. 420., каб. 431